solusrex (solusrex) wrote,
solusrex

Поросячья война

Любого человека поскреби, всегда найдется что-то хорошее... даже если это политик. Пусть этого хорошего окажется совсем немного, но этого иногда набирается раз в сто лет на то, чтобы мирно договориться друг с другом и не устроить войну из-за какой-нибудь ерунды - например, свиньи (нет, я не имею в виду Первую Мировую).

Редко, но бывают войны, которыми гордятся обе принимавшие в них участие стороны. Одна из таких войн - Свинная Война, произошедшая, вернее чуть не произошедшая между США и Канадой - по-сути Англией в то время.

Дело было в 1859-м году. Прошло чуть больше 10 лет с момента обретения Штатами независимости. Территориальные споры урегулировали попросту проведя границу по 49-й широте. Договориться договорились, а некоторые детали не уточнили. Например, остров Ванкувер отошел Канаде, поэтому в этом месте граница резко уходит на юг. В договоре было предусмотрено, что граница пройдет по воде между континентом и островом Ванкувер, но как раз там случились несколько островов, делящих пролив на два канала... В договоре не уточнялось по какому из двух каналов - по Харо, который западнее, или по восточному Розари.

У англичан на острове Сан-Хуан была большая и успешная ферма. Американцы тоже считали этот остров своим и начали его активно заселять. Они устроили банк, почту и салун с виски. Так они освоились, что однажды даже присылали на ферму к англичанам сборщика налогов, которого, конечно те тут же послали далеко и надолго. Напряжение нарастало, пока не дошло до критической точки, откуда и начался кризис. В один погожий денек свинья с английской фермы забралась на огород на американской стороне, где и была тут же подстрелена хозяином этого огорода ("а вот и жаркое к кабачкам и томатам").

Ситуация начала развиваться стремительно. Обиженный владелец фермы пожаловался английским властям, и хозяину огорода пригрозили арестом, если он не рассчитается за свинью. Тот сразу же попросил защиты у своих, и в ответ на острове вскоре высадился отряд американских пехотинцев в количестве 64 человек. Англичане, видя такое развитие событий, подогнали три военных корабля с 62-мя пушками, 400 морскими пехотинцами и 15 инженерами. Американцы прислали на подмогу еще 460 солдат. К счастью, здравый смысл восторжествовал, и кто-то сказал "Нет, нет, стойте, дураки. Не из-за свиньи же нам воевать". Командование обеих сторон село за стол переговоров, и решили оставить по сотне солдат с каждой стороны, и стоять так двумя лагерями не предпринимая никаких действий, пока решается судьба острова.

В результате оккупация острова продолжалась 12 лет. Оба враждующих лагеря подружились между собой, ездили к друг-другу в гости, офицеры играли в бридж и преферанс. И когда судьба острова наконец решилась, то все очень расстраивались, так не хотели расставаться.

Острова отошли тогда Штатам. Надо помнить, что Англия в то время хоть и уступила Штатам в их борьбе за независимость, но была в апогее своего могущества, а Штаты еще являлись по-сути Ню-Васюками, и заметной роли на геополитической арене не играли. Тем не менее, Англия не стала отжимать полуостров, и в этой войне погибла только одна свинья... просто свинья.

В общем, довольно истории. В прошлые выходные у нас с Ксенией созрел отличный план: приехать на остров Сан-Хуан с велосипедами и объехать на них весь остров за два дня.

Что мы и сделали. Оставили машину в Анакортесе и налегке сели в паром до Friday Harbor. Надо сказать, что экономия получается небольшая. За парковку за два дня мы заплатили 25 долларов, и столько же стоил билет на двоих на паром. Но идея была не сэкономить, а заставить себя передвигаться на великах, чтобы нам это не стоило.

На пароме.

Прибываем в Friday Harbor, Все автомобилисты уже сидят на готове в машинах, а мы никуда не торопимся.

В первый день нам предстояло проехать порядка 40км. Friday Harbor находится примерно посредине острова, а Английский лагерь расположен в северной его части. На следующий день мы собирались в Американский лагерь - это еще около 20км в одну сторону, но на юг. Забегая вперед, всего за два дня мы наколесили чуть больше 80км.

По дороге. Ездить на велосипеде по острову очень удобно и приятно. Мало машин, широкие обочины. Единственное - постоянные подъемы и спуски. В общей сложности мы набрали 1400 метров. Столько же и потеряли. Проблема в том, что под горку летишь быстро и с ветерком, но по инерции заезжаешь от силы на четверть - остальное надо выкручивать бешенно вращая педали.

Краткая остановка по дороге. Наши железные кони. Чугун, перпетум мобиле.

Какова вероятность встретить верблюда на улице? 50 на 50 - может встретишь, а может и нет. Вот встретили.

Укатали все-таки Сивку крутые горки. Нет, на самом деле Ксения держалась молодцом.

На острове всего два места где можно перекусить. Friday Harbor и Roche Harbor на севере. А, да - еще одно место ровно по середине между ними - здесь мы рассчитывали пообедать по пути в Английский лагерь.

Но не судьба, было еще только 11 часов и кафе еще не открылось. Посовещавшись, мы решили сделать крюк: сперва ехать в Roche Harbor, поесть там, и уж потом посетить English Camp.

Изрядно поработав педалями, прибываем на север острова в город Roche Harbor. Ну как город... вот он весь. Зато в нем два ресторана, и оба открыты.

Кругом знаки Канадо-Американской дружбы.

В принципе, сюда лучше прибывать с моря на собственной белой яхте. Но яхты у нас нет (пока), даже лодки нет, и приходиться довольствоваться тем, что есть.

Основные жители в городе, похоже, пенсионеры. Покончив все, что связано с этой смешной беготней, они продают свои дома в шумных городах и перебираются в эту неспешную иддилию.

Цель нашей поездки - Английский лагерь.

Вот так выглядел лагерь в 19-м веке. Англичане основательно подошли к благоустройству и налаживанию быта. Устроили огород, разбили цветник, построили школы, больницы, вырыли два колодца, припарковали яхту, чтобы была под рукой.

Так это же место теперь выглядит в 21-м веке.

Предыдущая фотография была сделана с этого холмика. Там с красивым видом жили офицеры.

В саду.

Солдатская казарма. Национальный парк устроили сравнительно недавно, и зданий сохранилось немного.

Госпиталь.

Форт-крепость на случай, если американцы таки передумают и начнут военные действия.

Склад.

Военный объект.

Чуть-чуть дальше, поднявшись в горку, находим старое кладбище. За 12 лет в лагере четверо утонули и один был застрелен по случайности своим же собственным братом. На камне эпитафия от скорбящего брата - "я не хотел, я нечаянно!".

Ночевали в Bed&Breakfast в Friday Harbor. Перед этим хорошо поужинали пиццей в одном из местных ресторанчиков.

На следующий день, садясь на велосипеды и ощущая форму седла на том самом месте, которым опять на это седло садиться, мы немного погоревали, что оставили машину на континенте, но отступать было некуда. Так, вообщем, и задумывалось. Вперед, только вперед! Хотя нет - направо в горку или налево по прямой?

Американский лагерь. Американцы подошли к вопросу не так основательно, как богатые англичане. Ну что с них взять, страна была небогатая. Солдаты разобрали свой старый лагерь на доски, перевезли их на остров, и построили домики опять. Американское правительство справедливо полагало, что конфликт не вечен, что рано или поздно им придется отсюда уматывать. Стало быть, зачем вкладывать средства в лагерь? Я думаю, что это говорит о том, как они примерно оценивали свои шансы на успех по разделу острова.

Сохранилось всего две постройки. Остальные шалаши и домики Ниф-нифа и Наф-Нафа давно сдуло ветром.

Дом Нуф-нуфа, он же командующий лагерем.

Расписание дня в лагере было незатейливое. Делать было особенно нечего, и в борьбе со скукой офицеры выдумывали всякие дела, чтобы занять солдат - построения, копание редута. Интересно было взглянуть на список смертей в лагере - 8 человек скончались от болезней, 1 утонул, 3 самоубийства, 4 - неизвестно. Если сравнить это со статистикой английского лагеря... такое ощущение, что пока тут страдали от депрессии и не знали чем себя занять, англичане делали полезную для здоровья английскую гимнастику, много купались и отрабатывали стрелковые навыки...

Одно из равлечений было - строить редут на 6 пушек. Редут построили, поставили одну пушку и сделали ровно один выстрел из нее.

Осмотрев американский лагерь, едем на южную оконечность острова - Cattle Point. Здесь ландшафт заметно ровнее.

Маяк, напоминающий лазерную башню из какой-то игры.

И в горочку обратно!

Вообщем, получилось хорошо и интересно. Если бы у нас была машина, осмотрели бы все это за день и забыли. А тут получилось целое приключение... и себя испытали. Мы оба остались очень довольны нашей небольшой поездкой. Когда сутки спустя мы вернулись на причал парома в Friday Harbor, то нам казалось, что мы прибыли сюда не вчера, а как минимум неделю назад - хороший показатель количества и качества впечатлений.
Tags: san juan, trips, usa, washington